
Этнокультурные процессы Западного Полесья (Брестчины) в прошлом и настоящем / [А. Вл. Гурко и др.; научный редактор А. В. Гурко; предисловие А. Вл. Гурко]; Национальная академия наук Беларуси, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. Кондрата Крапивы. — Минск: Беларуская навука, 2020. — 620, [1] с.
В разделе «Этноконфессиональная история Западного (Брестского) Полесья» имеются упоминания и о Березовском районе: «В некоторых районах — … и Березовском в марте-мае 1950 г. имело место и распространилось так называемое обновление икон. В Березовском районе – 2 случая». «… в Березовском районе количество обрядов венчания выросло с 74 в 1959г. до 88 в 1960 г. (на 18,9 %)»
«… в деревне Малеч Березовского района можно было наблюдать неверующих граждан, которые приходили в пасхальную ночь в церкви ради любопытства». Также приводятся сведения о попытке регистрации римско-католических объединений в деревне Селец, а также о реставрации православной церкви в д. Междулесье Березовского района.
В разделе представлены фотографии, на которых: «крестьяне из района Споровского озера перед своим домом»; «рождественская звезда д. Войтешин. Березовский район»
Раздел «Календарные праздники Западного Полесья»: «Трашчы не трашчы – прайшлі вадохрышчы (д. Пешки Березовского района)». «Освященную воду лили в колодцы, «коб вся вода була свячона… І вжэ тры дні, вжэ білья ны мыють, ны ныц… Бо там вжэ вода расходыцца, кругом одна кров. Гэтак колысь казалы (д. Пески Березовского района)». Также говорится, что «на Благовешчанне не выносілі із дома мусор… Аісты прілетают на Благовешчанне, дают ключі, шоб это все роділо (д. Пески Березовского района)». “Ніколы баба казала : ”Знялы Плашчаніцу, і 40 дней, шо прямо туда (д. Пески Березовского района)”.
О Пасхе: “И как ждет народ Божия владычного праздника, светлого Христова воскресения, и звону коолокольного, так бы она, раба Божия (така-то), дожидалась…(д. Дягелец Березовского района)”. “Елі это вот свечонае, мазалі губы, сало, значіт, было, кусочек сала (коб губы цылы год не трэскалысь), колбаска, яйца і булка. То і соль, святая соль, — сыпалі, где у тебя соль, в сольнічку деревянную, перемешівалі – і она становілась вся святая” (д. Пески Березовского района). Народные приметы: “Калі на Юр’я варона захаваецца ў жыце, будзе добры ўраджай (д. Войтешин Березовского района)”; “Юрэй гвоздіт, Мікола мосціт (д. Зубачи Березовского района)”; “Як на Купалу няма дажджу, то Купала ўкупае. Пройдзе Пятрок – упадзе лісток, а пройдзе Ілля – упадзе і два (д. Пешки Березовского района)”. Также в данном разделе приводится достаточно подробное описание обряда “Ваджэнне куста”. Приводится текст хороводной песни, которую пели в д. Спорово при праздновании Ивана Купала.